Зачем соблюдать пост и ограничивать себя? Как не превратить пост в диету? Главные правила поста для семейных людей. Кому можно ослабить телесный пост? Как не впасть в фарисейство? Признаки того, что мы проводим пост правильно.
Мы воспринимаем Великий пост как время особо интенсивной борьбы, духовного подвига, через которые христианин учится ограничивать и жертвовать собой ради Господа. Очищая свою душу, свои мысли и чувства, каждый православный начинает понимать: без благодатной помощи Божией мы не сможем быть такими, какими нас хочет видеть Небесный Отец. А это, в свою очередь, приводит к смирению, искренней молитве и глубокому покаянию.
Пост был освящен Самим Господом Иисусом Христом: перед выходом на общественное служение Он в течение сорока дней постился, пребывая в пустыне. Также не стоит забывать, что первая заповедь, которая была дана нашим прародителям еще в раю, касалась поста: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2: 16–17). Эта заповедь должна была научить послушанию. Ведь никто из нас не имеет в самом себе источника жизни. Мы сотворены Богом и живем Его благодатью. Церковь, определяя необходимость поста, воспитывает послушание Богу, помогает стать духовно чище и лучше, чтобы подготовится к встрече праздника Светлого Христова Воскресения.
Действительно, многие постятся, поскольку заботятся о своем физическом здоровье. Не зря врачи называют Великий пост «массовым лечением народа». Ведь многие болезни происходят из-за чревоугодия. Однако еще больше болезней происходит от невоздержания духовного, когда человек предается лени, зависти, гордости, гневу… Важно помнить: смысл поста — в воздержании не только от скоромной пищи, но и от греховных помыслов и желаний. Необходимо, чтобы постились все наши чувства и члены — зрение, слух, язык, руки и ноги, удаляясь от всего пустого и непотребного.
Чтобы пост не сводился лишь к одному лечебному голоданию, его необходимо соединять с молитвой, покаянием и причастием. Только так мы очищаем свое сердце и соединяемся с Господом Иисусом Христом, освящая и душу, и тело. Святые отцы говорят, что пост и молитва — два духовных крыла, которые возвышают человека к Богу. Пост и молитва, по слову Господа нашего Иисуса Христа, — сильнейшее оружие христианина против духов злобы поднебесной (см.: Мф. 17: 21).
Такое нежелание вызвано зачастую отсутствием опыта. Те, кто уже не один год постятся, хорошо знают: вследствие ограничения от излишества в пище и удаления от житейской суеты происходит очищение души, приближение к Богу, наполнение сердца духовной радостью. Те, которые такого опыта не имеют, должны совершить усилие, взять на себя посильный пост, посоветовавшись со священником. Тогда и для них откроется этот духовный опыт, и следующие посты они будут ожидать с радостью.
О нарушениях свободы человека церковными предписаниями, как правило, говорят те, кто не желает расставаться со своими греховными привычками и наклонностями, те, кто являются рабами греха. А те, кто хочет освободиться от смертоносного действия греха, мужественно подчиняют себя ведущим к жизни правилам Церкви, ибо они понимают, что запреты и ограничения в Церкви — это средства достижения настоящей свободы, свободы в Боге, свободы, которая возвышает до того, чтобы быть со Христом в Его Царстве.
Во время поста нужно более сосредоточенно готовиться к исповеди, причащаться чаще, чем обычно. Важно определить: что больше всего мешает идти к Богу, от чего необходимо избавиться и к чему приложить свои духовные усилия. По благословению духовника нужно определить необходимую меру поста для взрослых членов семьи и для детей. Важно учесть: пост должен быть по силам, он призван дарить радость, а не быть предметом споров и недовольства. Если один из супругов еще не пришел к пониманию необходимости поститься, то другой должен поститься так, чтобы не раздражать свою вторую половину упреками или унылым видом.
Правильный пост совершается в терпении, любви и смирении. Тогда отношения между супругами, родителями и детьми становятся крепче и теплее. Этому способствуют совместные участия в великопостных богослужениях и семейное великопостное молитвенное правило. Ничто так не объединяет как совместная молитва. Конечно же, при этом нужно учитывать силы каждого, не налагать «неубодоносимые бремена» на тех, кто слабее.
В первую очередь, нужно читать Евангелие и Псалтырь, молиться о даровании мира нашей стране. Тем, которые не могут присутствовать на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, хорошо было бы вечером (в положенные дни) читать его в семейном кругу. Также надо найти время для совместного чтения евангельских толкований, творений святых отцов и житий святых. Еще раз хочу подчеркнуть: совместная семейная молитва поднимает отношения между членами семьи на новый, более высокий духовный уровень.
Еще в Своей земной жизни Христос предостерегал учеников от закваски фарисейской (Лк. 12: 1). Это важно помнить и во время поста. Воздержание в пище, которому мы зачастую уделяем больше всего внимания, — всего лишь средство для достижения главной цели — изменения, очищения, исцеления души и приближения к Богу. Если только внешне постимся, а в сердце царит раздражение, осуждение, превозношение, зависть и тому подобное, тогда мы — фарисеи и лицемеры. Такой пост духовной пользы не приносит. К телесному посту необходимо присоединить молитву, покаяние, участие в Богослужениях и Таинствах Церковных, участливое отношение к нуждам своих близких. Такой пост будет полезным и спасительным.
Пост ослабляется для больных, детей, беременных, кормящих матерей, а также для тех, которые занимаются тяжелым физическим трудом. Те, которые не могут соблюдать надлежащую меру поста в еде (в силу определенных обстоятельств), должны посоветоваться с духовником и врачом. Нужно исходить из того, что пост направлен на смирение плоти, но не на умерщвление ее, на избавление от страстей и грехов, но не от дара жизни.
В количественном измерении Великий пост — духовная десятина от годового круга нашей жизни. Это наша жертва Богу. Время поста нужно посвятить Господу, отложить в сторону все, кроме самых необходимых житейских дел. Надо часто причащаться, постоянно следить за своей душой, вооружаться против собственных страстей. Мы должны ежедневно испытывать свою совесть и отмечать, что сделано сегодня, что предстоит сделать завтра, в чем удалось исправиться. Духовная работа — ежедневный труд, который нельзя откладывать «на потом». Иначе польза будет незначительной. А чувство неудовлетворения собой, своим подвигом, это лучше и правильней, нежели чувство самодовольства.
Служение ближнему. Время поста – это еще время милосердия и помощи тем, кому плохо. Оглянитесь вокруг: среди родных, соседей и сотрудников найдете тех, которые нуждаются в словах утешения и сострадания. Будьте внимательны к тем, которых посылает вам Господь, и оказывайте им свое милосердие.
Помните, что мы призваны измениться и преобразиться. Великий пост — своеобразный камертон для настройки души на духовный лад. И этот настрой нам нужно сохранять как можно дольше и после завершения Святой Четыредесятницы.