Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом
Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

06:50, 07.01.2013
7 мин.

У входа в вертеп – лик Вифлеемской Богоматери. Держа на руках, рожденного Богомладенца, Она улыбается тихо и радостно...

В моём советском детстве не было Рождества. Был, пахнущий мандаринами и хвоей Новый год, а вот Рождество… Нет, оно, конечно, было, где-то там далеко: в шуме праздничных ярмарок и в шалостях Санта-Клаусов, прописанных в чуждых нам капиталистических странах.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Но было и другое – тихое и щемящее Рождество. Оно оживало в рассказах моей бабушки, на пожелтевших от времени открытках, и где-то там на самом донышке моей еще нежной детской души.

Видео дня

И потому, когда Рождество вернулось на одну шестую часть суши (Советский Союз. – Авт.), я уже кое-что о нём знала. Праздник быстро прижился, оброс старыми традициями и новыми маркетинговыми предложениями. Так что скоро в праздничной какофонии из колядок, петард, рождественских гусей и прочей мишуры затерялся и забылся чистый и далёкий образ Рождества из моего пионерского детства. Но вся эта псевдорелигиозная бутафория однажды разбилась о великую правду Чуда.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Когда я впервые попала в Храм на праздничную всенощную, Рождество обрело звук и свет и какое-то незнакомое мне раньше величие. Но по-настоящему светлый лик Рождества открылся мне лишь спустя годы в Вифлееме.

Вифлеем – на иврите - Бейт-Лехем - "Дом Хлеба", на арабском – Байт-Лахм - «Дом мяса». Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. В Книге Бытия он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого умерла и была похоронена Рахиль. Вифлеем называют – "домом Дивила». Здесь жили его прадеды Вози Руфь, его отец Иессей.

Здесь в Вифлееме Давид был помазан на царство пророком Самуилом. Уже в юности Давида город был обнесен стеной. Царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Израильский народ веками жил ожиданием исполнения обетования рождения нового Давида – Мессии, Спасителя.

«…В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кесаря Августа. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Еще первые христиане воздвигли над Рожественским вертепом маленький храм, который был разрушен около 130 года Андрианом. Император-язычник, желая осквернить святое для христиан место, построил над пещерой капище, тем самым невольно обозначив место рождения Спасителя.

Спустя два столетия равноапостольная царица Елена без труда отыскала священную пещеру и воздвигла над ней небольшой храм. А уже в VI веке император Юстиниан построил здесь величественную Базилику – единственный храм в Палестине, дошедший до нас в своей первозданной красоте.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

В храм Рождества Христова ведут «врата смирения». В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь базилики верхом, вход сделали низким и узким – его высота 120 см. С тех пор, каждый, входящий, должен благоговейно склониться перед рожденным здесь Спасителем.

Когда же, переступив порог базилики, поднимаешь голову, то на тебя обрушивается мощь и величие огромного, монументального храма. Полюбовавшись архитектурным размахом и основательностью строителей VI века, паломники, миновав гряду величественных колон, устремляются к маленькой пещере – самому сердцу храма и города.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

У входа в Святой вертеп – улыбчивый лик Вифлеемской Богоматери. Держа на руках, рожденного Богомладенца, Она улыбается тихо и радостно. Она еще не знает о предстоящих страданиях, Она счастлива Своим Материнством. И Её светлая улыбка утешает и даёт надежду миллионам бездетных женщин, со слезами молящихся у чудотворной иконы.

Тонкий запах свечного воска вместе с паломниками вплывает в святая святых храма. В этой маленькой пещерке может уместиться не более 70 человек. Группы паломников быстро сменяют одна другую, но мы все же успеваем спеть пару куплетов «У Віфлеємі дивна новина…»

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Корейские паломники терпеливо ждут у входа, понимая, что мы делаем что-то очень важное для нас. У нас нет ни ладана, ни смирны, ни золота, наше песнопение - это наш скромный дар рождённому Господу. И не важно, что на дворе лето, рождественская радость вневременная и непреходящая. И здесь понимаешь это особенно ярко.

К вертепу прилегает подземная галерея с пещерой праведного Иосифа, где он получил указание от Ангела Господня до времени сокрыть Богородицу с Младенцем в Египте от гнева царя Ирода. Рядом – пещера, где покоятся останки Вифлеемских младенцев, первых мучеников за Христа.

15 лет назад, в храме Рождества Христова, в день апостола Фомы начали проистекать чудеса от иконы Спасителя, находящейся на одной из мраморных колон. Лик Иисуса Христа открыл очи и заплакал. Являя, быть может, толстокожему человечеству, как когда-то неверующему Фоме последний шанс на спасение.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

Соседний францисканский храм тоже знает цену чуду. В Молочном гроте, где по преданию Богородица кормила Младенца-Христа, укрываясь от преследований Ирода, бездетные пары молятся о рождении ребёнка, увозя с собой надежду и измельченную в порошок глину священных стен. Они с молитвой выпивают чудо-порошок и потом со всех уголков мира в Вифлеем летят письма-благодарности и фото рождённых деток. Есть среди них и счастливчики из Украины.

К востоку от Вифлеема, у селения Бейт Сахур, находится Поле Пастушков, место, где бедные пастыри сподобились слышать Ангельское пение. На том месте – греческий православный храм.

В последний раз окинув взглядом, ставший крошечным Вифлеем, мы садимся в автобусы и жажда чуда ведет нас дальше по Земле, не зря названной Святой. Увозя с собой светлое и радостное ощущение Рождества, такого близкого и родного, посреди чужого жаркого палестинского лета. Это лето до конца дней, в давно уже не суровые зимы на родине, будет согревать меня: воспоминанием об улыбке Вифлеемской Богоматери, о колядке в Святом вертепе, и об ощущение Чуда, которое вот-вот родится в убогой пещере и в моей душе.

Моё летнее Рождество в Вифлееме, или знакомство с Чудом

…Он спал, весь сияющий,
в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени,
словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках,
немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья,
смотрела звезда Рождества.

Б.ПАСТЕРНАК

Надежда Стешенко-Григорьева – для «УНИАН-Религии»

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь