Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?
Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

14:21, 31.03.2012
7 мин.

Над фундаментом храма более 70 лет был сквер... Верующие хотят восстановить церковь, уничтоженную в 30-е годы XX в. Жители дома требуют вернуть сквер. МНЕНИЕ.  

   На месте Свято-Феодоровского храма на Лукьяновке, 70 лет было пусто, то есть был сквер. Новость о раскопках храма и о планах восстановления я восприняла с радостью. Когда узнала, что жила все эти годы практически на церковном кладбище, и кирпич, из которого сложены первый этаж - именно из уничтоженного храма, ужаснулась самопроизвольному (бессознательному) святотатству, которое теперь, когда я уже владела информацией, превращалось в осознаваемое, а значит - чуть ли не преступное, и потому еще более радовалась поискам подземных святынь, и вместе с добровольными участниками раскопок надеялась на чудо...

    24 марта общественные организации провели акцию против строительства Свято-Феодоровского храма Украинской Православной Церкви в Киеве в сквере «Январский». Протестующие обвиняли «рейдеров в рясах» в застройке зоны отдыха.

    На акцию пришли до десяти человек организаторов, которые сплотили вокруг себя столько же недовольных жителей, которым негде посидеть на лавочках в сквере возле своего дома.

Видео дня

    В качестве оппонентов собралось более сотни верующих УПЦ. Они заявили, что обвинения противников строительства храма не имеют оснований - церковь планируется восстановить на месте фундамента старого дома, который был разрушен большевиками. ВИДЕО

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

Свято-Феодоровский храм, XIX ст.

   Сквер никогда не был не то что украшением этого перекрестка - улиц Овруцкой и Багговутовской,  - но практически не использовался по назначению - как место отдыха.

   Живу в этом районе с 1985 года, и не помню, чтобы жильцы дома, которые сегодня с ненавистью встречают идею восстановления храма, находились бы в бывшем сквере, не говоря уже о содействии его благоустройству, либо окрашиванию скамеек, окапыванию деревьев, высадке цветов. Зато здесь всегда «отдыхали» пьяницы, наркоманы: распивали спиртные напитки, нарушали общественный порядок и даже нападали на местных жителей, как это однажды случилось с моим отцом, прямо перед нашими окнами...

   Храм в честь преподобного Феодора Освященного был построен в 1871-1874 годах. В 1887-1895 годах были пристроены приделы Воскресения Христова и великомученицы Екатерины.

Эта церковь была известна своими точными копиями Гроба Господня в Иерусалиме и пещерного храма в Инкермане.

   Храм в то время был наполнен святынями. В 1887 году из Киево-Печерской Лавры в церковь Феодора Освященного перенесли копию иконы, сделанной из древнего образа Воскресения Христова, который находился в Иерусалиме. Со Святой Земли в храм привезли частицу Животворящего креста Господня, камень из пещеры Гроба Господня и из пещеры Богородицы, кусочки камней от Вифлеемской пещеры и Маврийского дуба.

   В начале 1930-х годов храм был закрыт и примерно в 1935 году - уничтожен вместе с кладбищем.     На месте церкви разбили сквер перед жилым домом по ул. Багговутовской, 4.

Первая Литургия была отправлена на Крещение, 19 января 2007 года, храм находился в церковном палатке. Начато археологические раскопки.

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

Свято-Феодоровский храм, XIX ст.

   Если бы мне кто-то рассказал о людях, которые сейчас выступают против восстановления уничтоженного в 30-е годы прошлого века храма (на его историческом месте!), я бы вряд ли поверила. Но то, что я наблюдаю сейчас - свидетельствует о реальности происходящего.

   О долгом пути, сопровождаемом надеждами и разочарованиями, о всех этапах раскопок, и о невероятных находках, среди которых - фрагменты росписи стен, медная оправа старинного требника, и даже икона Божией Матери «Благовещение», можно подробно прочитать на сайте Свято-Феодоровского храма, на котором можно просмотреть и многочисленные фотографии, не только плана храма (сохранившегося среди архивных документов времен его строительства в конце XIX в.), его внешнего вида (образца начала ХХ ст.), но и многих культурно-просветительских и даже благотворительных мероприятиях, которые произошли в последние годы в Церковном доме по инициативе настоятеля и прихожан, а также совершить виртуальную экскурсию храмом и местом раскопок.

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

Икона Божией Матери, найденная во время раскопок храма.

   Однако главным достижением прихода остается нахождение почти невредимыми двух уникальных святынь - подземных храмов, которые являются точными копиями Кувуклии (пещеры Гроба Господня в Иерусалиме) и храма Святого Климента Римского (в Инкермане), а также восстановление молитвенного «поля» на этом святом месте.

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

Ключ от главных врат Свято-Феодоровского храма.

   Поэтому нынешние призывы со стороны некоторых жителей дома № 4 по ул. Багговутовской разрушить забор, ограждающий территорию раскопок, сравнять все с землей, то заасфальтировать, то, якобы, вернуть жителям сквер, чтобы снова вкопать на этом месте лавочки, высадить деревья и цветы, воспринимаю как проявление возможно, неосознаваемого, но тем не менее - вандализма, одновременно, предполагаю, что их действия во многом похожи на детское желание закрывать глаза на реальность «сделать всем темно», хотя на самом деле темно только в их внутреннем мире, потому что что-то отнимает у них способность видеть духовными глазами .

   Найденные святыни, одна из которых - Кувуклия, - нигде больше в Украине не встречается, святыни, дорогие не только как историческая память, но и как проявление благодарности тем, с чьими именами связан этот район столицы, в частности, участнику возведение храма и старосте прихода, генералу А.Багговуту, или генералу Ф.Пишенкову, чья усадьба сохранилась неподалеку сквера им. И.Котляревского, на ул.Герцена и чей склеп был именно на территории нынешних раскопок, на углу Багговутовской и Овруцкой.

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

В северном притворе святой Елизаветы.

   Тем не менее я верю, что совместными усилиями, вместе с настоятелем Свято-Феодоровского храма иереем Петром (Семащуком), а также священником этого же храма - Владимиром, другими священнослужителями, которые будут сослужить во время молебна по восстановлению святыни, со всеми прихожанами, меценатами и благодетелями, с Божьей помощью, удастся отстоять право местных жителей (как и всех верующих из числа жителей Киева и паломников) на осуществление гарантированного Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (зафиксированного в. 3 раздела 1) права на свободу совести, права, которое «включает свободу иметь, принимать и менять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы...»

   Ведь это дело и нашей совести, которую мы (каждый из нас!) должны вернуть себе сами.

Война за Киевский Иерусалим, или кто вернет нам нашу совесть?

2 июня 2009 предстоятель УПЦ митрополит Владимир совершил чин закладки капсулы под строительство восстанавливаемого храма в честь преп. Феодора Освященного.

Виктория Осташ, кандидат филологических наук, прихожанка Свято-Феодоровского храма - для «УНИАН-Религии».

Фото: feodor.kiev.uа

 

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь