Мусульмане и иноверцы: нормы исламского права
Мусульмане и иноверцы: нормы исламского права

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского права

12:51, 21.12.2011
6 мин.

Права иноверцев отстаивал еще Пророк Мухаммад... В Коране подчеркивается духовная близость с «Людьми Писания».

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского праваИСЛАМ ПРЕДПИСЫВАЕТ БЫТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМИ И СПРАВЕДЛИВЫМИ

Одним из основных прав человека задекларированных в Исламе является право на свободу вероисповедания. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии» (2:256). Это означает запрет на насильственное принуждение, как к принятию Ислама, так и к принятию любой другой религии. Сотворив человека свободным Всевышний Аллах, возводит эту свободу в такую высокую степень, что предоставляет, в том числе, и свободу вероисповедания. Однако будучи вольным в этой жизни, в соответствии с эсхатологией Ислама, человек будет отвечать за свой религиозный выбор перед Богом в Судный День.

Ислам предписывает мусульманам быть добродетельными и справедливыми по отношению к последователям других религий и культов, уважать их права, традиции и культуру, так как сам Всевышний Господь предоставил людям свободу религиозного исповедания. Шариат устанавливает правило, в соответствии с которым мусульмане обязаны исповедовать свою веру, и не препятствовать исповедовать веру последователям других конфессий.

Видео дня

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского праваО ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

Особенно в Коране подчеркивается духовная близость и определенная общность с последователями монотеистических религий, так называемыми «Людьми Писания» – христианами и иудеями. «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: Поистине мы христиане» (5:82). В Священном Коране так же сказано: «Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для брака женщины целомудренные из тех, кому до вас было даровано Писание» (5:5).

Данный аят Корана переводит духовную близость монотеистических религий Божественного Откровения в практическую плоскость настолько, что ставит равенство трех религий в пищевом аспекте и даже позволяет смешанные брачные союзы.

Пророк Мухаммад принимал делегации христиан и иудеев, подписывал с ними политические договора, вел богословскую полемику и даже в трудные времена отправлял мусульман в эмиграцию под защиту христианского правителя Эфиопии. Все эти поступки сформировали правовую базу Ислама регламентирующую отношение к иноверцам.

На основании этого были сформулированы правила отношения к зимми. Зимми – это граждане мусульманского государства, не являющиеся последователями Ислама, т.е. иноверцы.

С первого века истории Ислама и по сей день, мусульманские богословы едины в том, что зимми пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой вероисповедания, правом сохранять свою культуру, язык, национальную идентичность, культовые строения и религиозную практику. Вплоть до того, что христианам и иудеям не запрещалось изготавливать и употреблять вино не в публичных местах, несмотря на то, что для мусульман это категорически запрещено. Для последователей иных религий были учреждены особые правила: в случае правонарушений их судили по правилам их религиозной традиции. Такой демократизм и широкие права позволили иноверцам сохранить свою религию, свои общины и культовые сооружения на протяжении всех 14 веков Ислама во всех мусульманских странах от Марокко до Индонезии.

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского праваПРАВА ИНОВЕРЦЕВ ОТСТАИВАЛ ЕЩЕ ПРОРОК МУХАММАД

Пророк Мухаммад особо подчеркнул права зимми, предупреждая тех, кто их нарушает о неминуемом наказании. Он сказал: «Кто навредит зимми, тот навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху. Кто нарушает договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или берет у других что-либо без их согласия, для тех я буду врагом в Судный День».

Халифы мусульманских государств стояли на страже прав и неприкосновенности своих подданных, в том числе и немусульман, а исламские ученые формулировали эти права в конкретные нормы Шариата.

Так богослов маликитского мазхаба Шахаб ад-Дин Аль-Карафи писал: «Соглашение по зимми накладывает на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под нашим (мусульманским) покровительством и защитой, а так же под покровительством Всевышнего Аллаха, Его посланника и религии Ислам. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на покровительство Аллаха, Его посланника и религию Ислам».

А известный богослов Ибн Хазм о правах зимми сказал следующее: «Если враг пришел, чтобы захватить наших сограждан немусульман, то мы обязаны защитить их с оружием в руках и, если потребуется, отдать за них свои жизни, дабы защитить тех, кто находится под покровительством Аллаха и Его посланника. Выдача же зимми без боя есть предательство и нарушение договора».

Современный богослов Юсуф Аль-Кардави пишет: «Ислам уважает человека только за то, что он человек. Права всем людям даны Богом. Разве может Ислам позволить причинять иноверцу зло или любой, самый малейший вред, в то время как всем мусульманам велено быть милосердными к животным и ко всему сущему? Исламский закон к каждому проявляет свое уважение и предоставляет свое, особое, место».

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского праваЧто касается мусульман в светских, христианских или любых других видах немусульманских государств, то они должны быть верными и достойными гражданами своей страны, сохраняя при этом свою религиозную принадлежность и исламскую идентичность. Мусульмане должны занимать активную позицию в обществе, соблюдать законы, платить налоги и служить в армии.

Шейх Саид Исмагилов, муфтий ДУМУ "Умма", специально для «УНИАН-Религии».
 

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь