Преподобная Евфросиния, в миру Предслава, происходила из древнего княжеского рода.
Святая родилась в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия и княгини Софии.
Из жития преподобной известно, что свою юность она посвятила чтению Священного Писания и творений святых, и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец.
Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия, она не захотела вступать в брак.
Предслава тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменьей была ее родная тетя. Намерение юной княжны оставить мир поначалу привело игуменью в смущение.
Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой игуменья удивилась разуму девушки и ее любви к Богу.
Вскоре молодую княжну постригли с именем Евфросиния.
Через некоторое время по благословению епископа Илии инокиня перешла на жительство в келью при Полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, она день и ночь славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась переписыванием священных книг.
Однажды в сонном видении преподобной явился ангел и сообщил о том, что ей следует идти на место, которое называется Сельцо.
Получив благословение епископа, преподобная с одной из монахинь вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она там поселилась и стала еще усерднее трудиться во Славу Божью.
К преподобной начали приходить девушки, искавшие спасения души, и вскоре образовалась иноческая обитель.
Стараниями святой Евфросинии в монастыре на месте старого деревянного храма был построен новый каменный.
По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег, который содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского.
Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния построила другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы.
Именно для Богородицкой обители святая испросила в Византии древнюю Эфесскую икону Пречистой Девы, написанную, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой.
Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли.
Перед смертью святая посетила Святую Землю.
В июне 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе.
Честное тело ее было положено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы.
В 1187 году Иерусалим был захвачен Салах-ад-Дином и христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны.
Святые останки преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую Лавру. В Дальних пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий.
В 1910 году мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь.
Тропарь
Богатство свое нищим расточивши и славу княжескую ни во что же вменивши, обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси и, уневестившися Жениху Христу, Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние. Емуже ныне в веселии предстоя, поминай нас, чтущих память твою.
"УНИАН-Религии"
Проект "Православные праздники" реализуется при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.