Афонский монах дал три важных совета, которые необходимо выполнить перед Причастием
Архимандрит Антипа поясняет, что во время исповеди духовному отцу человек примиряется с Богом, поэтому исповедоваться необходимо перед каждым Таинством Причастия.
Евхаристия или Святое Причастие является одним из главных Таинств нашей Церкви, которое было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Вкушая Плоть и Кровь Христовы, верующий человек соединяется с Богом, поэтому участие в Евхаристии является обязательным для каждого христианина. Настоятель кельи Святой Анны на Святой Горе Афон архимандрит Антипа рассказал о том, как часто нужно причащаться и как необходимо готовиться к Таинству Причастия.
Исповедаться и покаяться
К Божественной Евхаристии человек должен прийти с чистым сердцем, покаявшись во всех грехах. Архимандрит Антипа поясняет, что во время исповеди духовному отцу человек примиряется с Богом, поэтому исповедоваться необходимо перед каждым Таинством Причастия.
«Несмотря на то, что Божественное Причастие – дар, мы должны готовиться к Таинству так хорошо, как только можем. И человек, живи он хоть 500 лет и, готовясь причаститься только раз, и будь он величайшим святым, тем не менее, подходя к Причастию, он будет недостоин. Недостоин именно потому, то Божественное Причастие – дар Божий. Поэтому от всех нас требуется духовная чистота - насколько это возможно для человеческой природы и доступно нашим усилиям.
По слову святого Григория Паламы, всесильный Бог может сделать все, кроме двух вещей – соединиться с нечистым человеком и стеснить свободу и сознание человека, потому что Бог уважает их. Так что совершенно необходима исповедь духовному отцу, чтобы мы исповедали наши грехи. Мы знаем, что грехи – это стена, так их определяют отцы. Стена между Богом и нами, а значит – между нами и другими людьми. Грех отделяет человека от Бога, но отделяет также и от ближнего. И задача духовника состоит в том, чтобы примирить грешника с Богом, и человек очищается таким образом», - говорит афонский монах.
Поститься и молиться
Пост и покаянная молитва помогают человеку очиститься духовно, поэтому перед Таинством Евхаристии человеку необходимо воздерживаться от скоромной пищи и развлечений. При этом человек по своей воле и желанию может исповедоваться так часто, как имеет в этом духовную потребность, - говорит настоятель афонской келии.
«Кроме того, человек может очиститься и постом, хотя это и не является необходимым условием, но служит ко спасению, ибо помогает личному очищению. Человек должен попоститься и очистить себя молитвой, насколько это ему возможно, и тогда с усиленной молитвой да приступит он к Причастию.
Василий Великий говорил, что христиане причащаются четыре раза в неделю. Мы сегодня не можем говорить о том, что человек должен обязательно причащаться раз или два раза в неделю. Кто-то может и каждый день причащаться, если он действительно желает этого.
Но каждое воскресение – это лучший вариант, потому что у человека будет время, чтобы подготовиться к Причастию.
Тот же, кто причащается в воскресенье, обязательно должен поститься в среду и пятницу. Если не может поститься без масла из-за того, что работает, пусть ест масло. В субботу также следует поститься, но с маслом, потому что только в Великую субботу не вкушается масло, а во все остальные – вкушается. Вечером следует съесть что-нибудь легкое, какой-нибудь фрукт, а на следующий день быть с чистой совестью», - рассказал архимандрит Антипа.
Простить и получить прощение
Однако главное, что должен сделать христианин перед Таинством Причастия – очистить свое сердце, чего невозможно добиться, если формально соблюдать пост или механически читать акафисты. Игумен кельи Святой Анны рассказал поучительную историю о том, что Господь более благоволит нашей духовной готовности принять Святую Евхаристию, нежели показательному соблюдению правил.
«Одного поста и молитвы недостаточно, чтобы быть готовым к Таинству Причастия. Человеку нужно получить прощение и простить. Чтобы в человеке не было злопамятности – это худшая из страстей. Человек может и наесться досыта, и после еды причаститься, но иметь божественную благость и любовь.
В Греции был один священник, который свершал чудеса. И знаете, что он делал? Он ел перед Причастием. Об этом узнал местный епископ, позвал его как-то, и говорит:
- Как ты готовишься к литургии, геронда?
И священник ему со всей простотой отвечает:
- Я стараюсь всех простить, и чтобы меня все простили. Утром просыпаюсь, умываюсь, ставлю мою попадью готовить. Она готовит прекрасную еду на всякий день. И, поев, я иду служить.
- Как же ты, отец, причащаешься на полный желудок? – Спрашивает его епископ.
- Не понимаю, - говорит батюшка, - чтобы я мог делать так, как другие, которые сперва причащаются, а потом набивают живот свой всякой едой и напитками. Как же Христос будет подо всем этим?
Эти слова удивили епископа, но он понял, что священник этот говорит по простоте своей, и чудеса он также творит по своей простоте, потому что Бог благоволит ему в этом.
Так что и пост – не первая необходимость перед Причастием. Это необходимо, но тогда, когда сопровождается внутренним старанием иметь любовь и смирение. Потому что, если постится гневливый или постится эгоист, или постится любящий наслаждение, какая ему польза, даже если он приступит к Таинству Божественной Евхаристии? А готовиться к Причастию человек должен для того, чтобы он преобразился. Поступая так, он и в святости будет поступать так, чтобы приобрести Рай и соединиться с Богом. Но и в этой жизни он может наслаждаться великим даром – Божественной Евхаристией, дарованной нам Господом», - учит игумен афонской келии архимандрит Антипа.
"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".