История Свято-Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (Ч.2)
История Свято-Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (Ч.2)

История Свято-Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (Ч.2)

16:44, 25.02.2010
21 хв.

История Свято-Николаевской церкви на Аскольдовой могиле как бы символизирует периоды взлетов и падений нашего православного Отечества, созидания и осквернения его святынь, а затем, верим, и нового их возрождения…

В 1810 г. по проекту главного архитектора Киева – А. Меленского на Оскольдовой могиле вместо ветхой, деревянной, была построена новая, в греческом стиле каменная церковь-ротонда на два яруса и престол в стиле ампир с усыпальницей под ней. Возвели церковь на средства воронежского городского головы и купца Самуила Мещерякова. Как сообщал в письме к киевскому митрополиту Серапиону от 16 июля 1809 г. С. Мещеряков, обосновывая необходимость постройки новой, каменной церкви: «…на Аскольдовой могиле при деревянной церкви Св.Николая, которая от долговременности пришла в чрезвычайную гнилость и покривилась к падению, по коем опасности иконное писание и престол Святый вынесены».


Свято-Никольская церковь на Оскольдовой могиле, нач. XIX в.

Торжественная закладка новой церкви состоялась 1 сентября (ст.ст.) 1809 г.: «Заложися святая церковь во имя святителя и чудотворца Николая на Аскольдовой могиле, на месте старого Киево-Пустынно-Николаевского монастыря на земле и ныне самому монастырю принадлежащей, там где была церковь деревянная того монастыря устроена блаженною Ольгу великою княгинею российскою, иждивением воронежского первой гильдии купца Самуила Никитича Мещерякова и частично других доброхотных дателей при настоятеле Киево-Пустынно-Николаевского монастыря архимандрите Киприане Островском лета от создания мира 7317 от рождества же Христова 1809 года месяцы сентембрия в первый день».
Строилась церковь ровно год и была освящена 1 сентября (ст.ст.) 1810 года. Внутри церкви, в полуподвальной крипте было предусмотрено 77 мест для склепов: 24 склепа внизу, 28 склепов в средине церкви и 25 – вверху между колоннами. Росписи в Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле осуществил иконописец И.Белецкий.
В 1847 г. Свято-Николаевскую церковь на Оскольдовой могиле вместе с кладбищем местные власти хотели снести, поскольку из-за расширения Новой Печерской крепости они «мешали» устройству новых крепостных стен, а кроме того, церковь пребывала в аварийном состоянии из-за оползней склона.
Спас от варварского уничтожения Оскольдову могилу и Свято-Николаевскую церковь на ней вовремя вмешавшийся император Николай I. 10 сентября 1847 г. он лично посетил храм на Оскольдовой могиле, помянув чтимого им одноименного князя-мученика. Если бы не вмешательство императора Николая I, великая святыня и само ее месторасположение могли быть навсегда утрачены для потомков.
В связи с этим событием на Свято-Николаевской церкви была установлена мемориальная бронзовая доска с надписью следующего содержания: "Блаженной памяти Государь Император Николай Павлович в 1847 году сентября 10 дня благосоизволил посетить церковь на Аскольдовой могиле и на донесение инженеров произвести сломку церкви, получившей трещину от осунувшегося с одного бока кургана, изволил ответить: "Ничуть падением не грозит: немного нужно поправки, и церковь должна существовать".
После этого церковь на Оскольдовой могиле отреставрировали и расписали заново, а в 1861 году восстановленное кладбище обнесли каменным ограждением с воротами, над которыми была построена колокольня. Также был построен каменный дом настоятеля.

Відео дня


Памятник императору Николаю I в Киеве, нач. ХХ ст.

Почитая Киев и его святыни, император Николай I отмечал: «Киев – колыбель Святой веры наших предков и вместе с сим – первый свидетель их гражданской самобытности». Помимо Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле, по поручению императора Николая I был отреставрирован Свято-Николаевский Военный собор («Большой Николай»), построена новая Печерская крепость с Никольскими воротами (по названию Никольского монастыря), а также построен один из самых длинных во всей Европе Свято-Николаевский железнодорожный мост через Днепр [18 сентября 1941 года, при отступлении из Киева, по приказу советского командования мост был взорван – С.Ш.]. В свое время этот мост соединял Киев от Оскольдо-Николаевского урочища с левым берегом Днепра, где располагалась Никольская слобода (ныне Левобережный массив Киева), входившая с 1508 г. в состав землевладений Никольско-Пустынского монастыря и где также располагалась Свято-Николаевская церковь. Все эти историко-архитектурные объекты находились неподалеку от Оскольдо-Николаевской могилы и так или иначе были связаны с ее названием.


Свято-Николаевский мост через Днепр, нач. ХХ ст.

В 1853 г. во время прокладывания Николаевского (его еще называли Панкратиевским) спуска у Оскольдовой могилы были обнаружены древние христианские пещерные лабиринты с надписями XI-XII вв. Многие историки датировали эти пещеры IX веком, т.е. временем правления кн. Оскольда-Николая. К сожалению, после раскопок вход в пещеры был засыпан, место расположения древних Оскольдовых пещер было утрачено.
В 1865-67 гг. по инициативе киевского генерал-губернатора И.Васильчикова между Свято-Николаевским цепным мостом и Николаевским спуском, ведущим к Оскольдовой могиле, была возведена кирпичная, на гранитном цоколе часовня Св.Николая. Высота ее до среднего креста составляла 6 саженей, 10 аршин (ок. 70 м), 5 бань, все покрыты золотом. В 1935 г. часовня уничтожена коммунистами.
В 1866 году с благословения Святейшего Синода в Российской империи отмечалось Тысячелетие христианства на Руси, получившего свое первоначальное распространение со времен кн. Оскольда в IX веке. В честь этого события в мае 1866 г. к каменной ограде Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле по благословению Митрополита Киевского и Галицкого Арсения была прибита памятная бронзовая доска, а также при многочисленном стечении народа «на погосте Оскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русскаго христианского князя Оскольда, нареченнаго в крещении Николаем».
До самой богоборческой революции православными киевлянами с собором духовенства 2/15 июля к Оскольдовой могиле ежегодно совершались крестные ходы. А 9/22 мая считался храмовым праздником.
Особо почитал Оскольдову могилу Св. Прав. Иоанн Кроншдатский, посещавший ее во время пребывания в Киеве и почитавший князя Оскольда-Николая первым христианским мучеником Руси.
В 1881-1882 гг. церковь Святого Николая на Оскольдовой могиле с одобрения императора Александра II, почитавшего Киев «Иерусалимом земли Русской», была благоукрашена и отреставрирована по проекту Владимира Николаева. В 1893 г. в Никольско-Оскольдовом храме на пожертвования киевлян был произведен новый капитальный ремонт. Внутри установлен привезенный из Италии бело-мраморный иконостас, сделаны новые настенные росписи, выполненные по эскизам художника Виктора Васнецова. Подробно новый интерьер церкви, иконостас, росписи, расположение икон и других церковно-богослужебных предметов описаны в газете «Киевлянинъ» № 184 за 1894 год. Освящение обновленного храма совершил 7 июля 1894 г. митрополит Киевский Иоаникий. В 1901 г. у Оскольдовой могилы по благословению еп. Сильвестра (Малеванского) была построена новая, большая каменная колокольня, возведенная на пожертвования вдовы киевского протоиерея Матфея Поторжинского, похороненного в 1891 г. на Оскольдовой могиле.


Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле в Киеве. Кон. XIX в.

С кон. 80-х гг. XIX в. Пустынно-Николаевский монастырь был определен местопребыванием викарных киевских архиереев. С 1898 года наместником монастыря на Оскольдовой могиле являлся выдающийся богослов, духовный писатель и подвижник, ректор Киевской духовной академии и профессор догматики, автор «Опыта православного догматического богословия» Преосвященный Епископ Сильвестр (Малеванский, 1828 – 1908). Согласно его завещанию он был похоронен в 1908 году в крипте Свято-Николаевского храма на Оскольдовой могиле.

Кладбище вокруг Никольской церкви на Оскольдовой могиле, кон. XIX в.

Кладбище на Оскольдовой могиле считалось одним из самых престижных и элитарных в Киеве. Здесь завещали хоронить себя священнослужители и аристократы, философы и врачи, писатели и актеры, инженеры и композиторы. Здесь были похоронены Александр Лашкевич и Василий Тарновский, Михаил Юзефович и Александр Дрентельн. Много хоронили здесь военных — ветеранов войны 1812 года с Наполеоном, участников Крымской войны 1853-56 гг., Русско-турецкой войны 1877-79 гг., героев Первой мировой – летчика Петра Нестерова, гусаров Киевского полка и многих других. Всего на Оскольдовой могиле было похоронено более 2-х тысяч известных и выдающихся людей. В годы гражданской войны здесь возникло еще и немало братских захоронений: в марте 1918 г. здесь были похоронены киевские студенты, защищавшие Киев от большевиков под Крутами, позже украинские казаки, также погибшие от большевиков.
В дореволюционные времена кладбище на Оскольдовой могиле было известно далеко за пределами Российской империи. Вот как сравнивали тогда Оскольдову могилу с чешской Славикой: «Ныне на чешском Вышеграде стоит храм и вокруг него кладбище, называемое Славикою, здесь, на горе, подобно Аскольдовой могиле в Киеве, чешский народ хоронит своих славных сынов».
Как описывал в 1888 г. кладбище на Оскольдовой могиле М.Захарченко: «Местность эта отличается замечательною живописностью: над нею высится крутой обрыв; у подножия ея разстилается Днепр и открывается очаровательный вид на Заднепровье; а по средине в густой зелени белеет небольшая круглая, каменная церковь св. Николая: «Вокруг церкви, спускаясь уступами почти до самого Днепра, раскинут огромный цветник, с клумбами тенистых деревьев, прелестных роз и других пахучих цветов. Среди пестрых листьев разноцветных газонов возвышаются великолепные надгробные памятники, большей частью из белого мрамора. Золоченые и высеребренные решетки около памятников, искрятся на солнце, блестят на зеленом фоне растений, на синей лазури днепровских волн, на бледно-розовой дымке алеющего небосклона, как дорогое, золотое кружево». Раскрывающаяся же перед глазами посетителей безпредельная даль за Днепром и быстрое течение последнего непрерывно манят взор к себе и уносят мысли к вечности. Вся Аскольдова могила обведена каменною оградою, в которой со стороны Николаевского спуска устроены в древнем вкусе каменные же ворота и небольшой каменный домик для церковного причта».
Особенно над устроением и благоукрашением кладбища на Оскольдовой могиле потрудился иеромонах Рафаил (Залипаев), занимавший в 1880-х гг. должность смотрителя кладбища. До сер. XIX в. захоронения здесь, как правило, располагались хаотично. Однако отец Рафаил, имея университетское образование и богатый опыт садовода, переоформил кладбище в виде шести террас, устроенных по склону, с удобными дорожками, ступеньками и периллами; создал при кладбище оранжерею для украшения могил цветами.
Немало средств Пустынно-Николаевскому монастырю приходилось тратить на укрепление сползающих грунтов на склоне и – в связи с этим – на укрепление всей горы. В 1916 г. при монастыре была создана даже специальная комиссия для решения вопроса об укреплении склонов урочища Оскольдовой могилы.
Увы, ХХ столетие с его сумасшедшим водоворотом человеческих страстей и падений, не оставили и следа как от трудов многих поколений по благоукрашению и сохранению урочища, так и самого «первого кладбища христианских мучеников» – как называл Оскольдову могилу Св. Прав. Иоанн Кронштадтский.
С захватом власти большевиками 31 мая 1919 г. «буржуйское» кладбище было закрыто. Был ликвидирован монастырь, позже закрыта Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле, а соборы «Большой Николай» и «Малый Николай» взорваны (на их месте ныне стоят «Дворец пионеров» и гостинница «Салют» с казино, ресторанами и пр.). Церковь на Оскольдовой могиле уцелела чудом.


Разрушение колокольни Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве. 30-е гг.

Известно, что последним настоятелем Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле в 1934 г. был выдающийся православный подвижник и исповедник Катакомбной Церкви прот. Адриан Рымаренко (1893 – 1978). Отец Адриан был духовным сыном оптинских старцев, Анатолия-младшего (Потапова) и, в значительной степени, Нектария (Тихонова), после смерти которого в 1928 г. он как священник читал по нему отходную. Уже после II-й Мировой войны на эмиграции о. Адриан принял монашество с именем Андрей и был рукоположен во Епископа Рокландского Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Там же им был основан Ново-Дивеевский Успенский женский монастир в Спринг-Вэлли (штат Нью-Иорк).
В архиве созданного Вл. Андреем (Рымаренко) Ново-Дивеевского монастыря РПЦЗ в США хранится справка № 971 от 20 мая 1934 г., где указано:
"Справка. Протоиерей Адриан Рымаренко назначается настоятелем Николаевской церкви на Аскольдовой могиле в гор. Киеве".
Как вспоминал князь Д.В. Мышецкий, «о. Адриан буквально "пропадал" в этом храме-памятнике, построенном над могилой князя Оскольда: приезжал туда ранним трамваем, проводил в церкви целый день и только поздно вечером возвращался домой. Храм постепенно, изо дня в день все более наполнялся народом».
Однако возрождение духовной жизни вокруг храма на Оскольдовой могиле, превращение ее в один из важных духовных центров Киева вызвал обезпокоенность со стороны советской безбожной власти. Храм был закрыт, о. Андриан был переведен в Свято-Пантелеймоновскую церковь на Куренёвке, однако вскоре вынужден был перейти на нелегальное положение и служить тайно по домам верующих. Примкнув к Катакомбной Церкви, о. Андриан организовал в Киеве тайный домашний храм, где и служил нелегально вплоть до начала II-й Міровой войны, скрываясь на квартирах своих духовных чад и постоянно подвергаясь угрозе ареста. Таким был облик последнего истинно-православного настоятеля Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле.
7 августа 1934 г. киевский горсовет создал комиссию под председательством Гинзбурга и в составе членов Гальперина, Лозинского, Медведовского и Покровского, чтобы окончательно решить судьбу почитаемого православными «первого кладбища христианских мучеников».
Сохранился документ тех лет - приказ комиссара образования УССР В.Затонского представителю Киевского горсовета Гинзбургу, где, в частности, говорилось: «Как мы с вами условились, Аскольдову могилу необходимо как кладбище ликвидировать, церковь закрыть. Надгробные памятники использовать как материал для строений и оформления парков... Желательно, чтобы мрамор в больших кусках был использован как материал для скульптур».
23 декабря 1934 г. Президиум Киевского горсовета постановил: «Согласно с актом комиссии, которая по поручению Наркомобразования обследовала кладбище Аскольдова могила, а также согласно с выводами, отмеченными в письме наркома образования т.Затонского - Аскольдову могилу как кладбище ликвидировать. Церковь, что есть на этом кладбище, закрыть. Надгробные памятники использовать как материал, передав его отделу коммунального хозяйства».
Очевидцы вспоминают, как на Оскольдовой могиле стояли тогда камнедробилки и дробили надгробья… Подобного вандализма и святотатства это святое место еще не знало за всю свою более чем тысячелетнюю историю. Осквернены были и склепы в крипте церкви на Оскольдовой могиле: захоронения были разорены, а останки выброшены из могил. Уничтожен был и саркофаг кн. Оскольда, хранившийся в крипте. Подобное надругательство богоборцев, похоже, носило откровенный ритуальный характер. Тогда же металлические части кладбищенских ограждений пустили на металлолом, склепы и надгробия были утилизированы — часть камня передали как натуру Художественному институту для создания бюстов вождей богоборческой революции, часть в качестве материала для оформления бордюров центральных улиц Киева. Лишь единичные захоронения были перенесены на другие кладбища. Тогда же были взорваны соборы «Большой» и «Малый» Николай, другие монастырские сооружения (ныне на их месте размещаются «Дворец пионеров», гостиница и ресторан-казино под названием «Салют»).

По приказу советских властей на месте уничтоженного кладбища на Оскольдовой могиле был разбит развлекательный парк. Православное кладбище должно было стать амфитеатром, откуда зрители могли бы наблюдать за представлениями на Днепре.

Оскольдова могила, 30-е гг.

В 1936 году по указанию советских властей Свято-Николаевскую церковь на Оскольдовой могиле перестроили под ресторан, где безбожники в стенах православной святыни на могиле первого киево-русского христианского мученика предавались увеселениям и разврату. Одна из величайших православных святынь Киевской Руси в очередной раз была отдана на ритуальное поругание и осквернение. Позже, в 1938 году ресторан в храме на Оскольдовой могиле переделали в парковый павильон для отдыха, надстроив вместо бани сквозную ионийскую колоннаду. Тогда же была снесена и колокольня начала ХХ в., дом настоятеля и каменный забор 60-х гг. ХІХ ст.


В последний раз Оскольдова могила использовалась как кладбище в годы немецкой оккупации. Здесь было расположено кладбище немецких офицеров и солдат, которых хоронили четкими рядами под одинаковыми деревянными крестами. Эти захоронения были уничтожены после прихода Советских войск. В 1943 году здесь были похоронены советские солдаты, погибшие при взятии Киева, прах которых позже перенесли в парк Славы. После этого здесь был вновь обустроен парк. В 80-е гг. ХХ в. помещение бывш. Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле использовалось в качестве выставочного художественного павильона.


Никольская церковь на Оскольдовой могиле в нач. 90-х гг.

В 1992 г. Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле постсоветскими властями Киева была предоставлена в бесплатное пользование на условиях охранного договора униатской общине УГКЦ на том основании, что в кон. XVI в. храмом незначительное время владели униаты. Так одна из величайших святынь Киевской Руси, после длительного запустения, стала одним из храмов греко-католиков Киева. Этот факт существенно повлиял на то, что с падением богоборческого коммунизма и возрождением православных традиций и святынь в нач. 90-х гг. ХХ ст., почитание князя-мученика Оскольда-Николая среди православного населения Киева не смогло получить должного восстановления, несмотря на то, что еще в кон. XIX – нач. ХХ вв. такое почитание было широко распространено именно среди православных. По словам одного из священников УПЦ (МП), «вопрос канонизации кн. Аскольда затрудняется, поскольку могила его находится в руках греко-католиков и православным закрыт к ней доступ для всеобщего почитания. Если бы она оставалась у православных, или хотя бы в церкви на Аскольдовой могиле практиковались поочередные богослужения с участием православных, то Аскольд, при условии народного почитания, мог бы быть прославлен Православной Церковью на- ряду с князем Ярославом Мудрым и адмиралом Феодором Ушаковым» (Частная беседа со священником УПЦ (МП) о.Анатолием Т.).


Никольская церковь на Оскольдовой могиле, современный вид

С другой стороны, использование Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле общиной УГКЦ способствовало установлению почитания кн. Оскольда среди греко-католиков, чего не было ни в кон. XIX – нач. ХХ вв., ни ранее. В подземной крипте под Свято-Николаевской церковью ныне обустроена крипта-часовня в память о кн. Оскольде, где греко-католическое духовенство служит молебны по кн. Оскольду как христианскому мученику. 23 июня 2001 г. здесь побывал римский понтифик Иоанн Павел II во время своего посещения Украины, также почтивший память князя Оскольда.
Крипта-часовня, где еще до революции хранился саркофаг кн. Оскольда, ежедневно открыта для всеобщего посещения как греко-католиками, так и православными. Отдельный вход в нее обустроен с уличной стороны, что позволяет православным посещать часовню, не заходя при этом в греко-католический храм. Православным разрешается не только посещать крипту, но и совершать здесь молебны. Известны случаи, когда православные в перерывах между греко-католическими богослужениями все же посещают Оскольдову могилу, чтя память князя-мученика, погребенного здесь. Очевидцы рассказывают, что даже монахини Флоровского монастыря приводили на Оскольдову могилу детей-инвалидов и, когда там не было греко-католических служб, читали молитвы, после которых дети получали исцеления.

Мы сознательно так подробно остановились на истории Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле, дабы было легче понять ее важное духовное значение. Ведь ее история как бы символизирует периоды взлетов и падений нашего православного Отечества, созидания и осквернения его святынь, а затем, верим, и нового их возрождения…

По материалам новой книги Сергея Шумило «О князи Русьтем Оскольде», посвященной 1150-летию первого Аскольдова Крещения Руси (далее - в древнерусском написании — князь Оскольд, Оскольдова Крещения Руси. - "УНИАН-Религии").

Книга готовится к изданию в 2010 году.

Сергей ШУМИЛО, специально для "УНИАН-Религии"

Новини партнерів
завантаження...
Ми використовуємо cookies
Погоджуюся