«Православіє в Україні»

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.


Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Відео дня


За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Илиополь - Царьград - Киев

После мученической кончины святой Варвары в 306 г. еe мощи были погребены благочестивым Галентианом в том же городе, где прошло еe детство, - в Илиополе Финикийском (современная Сирия). Впоследствии тот же Галентиан построил церковь над могилой великомученицы.

В VI в. мощи святой переносят в Константинополь - такая судьба была у многих почитаемых святынь.

Далее история мощей связана с именем византийского императора Алексия I Комнина, который передает их в качестве приданого своей дочери-княжне, в святом крещении - Варвары. Вступая в брак с русским князем, внуком великого князя Ярослава Мудрого Святополком Изяславичем (в крещении Михаил), византийская княжна привезла мощи с собой в Киев в 1103 г. Но мощи святой Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время находилась в Греции.

В том же 1103 г. начинается грандиозное строительство Свято-Михайловского храма, которое завершилось спустя пять лет. Именно в это время мощи были перенесены в освященный храм.

Трагичным для Киева был 1240 год - год нашествия хана Батыя. Святыня была спрятана под каменными ступенями собора - и таким образом сохранилась. Спустя несколько десятилетий мощи вновь были обнаружены, и вновь их поместили для поклонения в восстановленном Михайловском соборе.
Избавляющая от внезапной смерти

Во времена святителя Петра Могилы в 1644 г. Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский. «Я глубоко верю в помощь великомученицы Варвары, - говорил он после поклонения мощам святой, - так как многие свидетельствуют, что тот, кто отдает себя еe защите, не отойдет без покаяния и причастия Святых Таин. Я бывал в Риме и западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке? Мне говорили, что на Западе нет их, на Востоке - тоже, но они находятся в этих странах. Сейчас верю, что именно здесь, в Киеве, находятся подлинные мощи святой великомученицы Варвары». Поклонившись, канцлер почтительно просил предоставить ему частицу мощей святой. Учитывая его дипломатическую миссию, ему была передана часть перста десницы святой Варвары.

О масштабах почитания святой великомученицы Варвары на католическом Западе можно судить по факту, зафиксированному Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», - рядом с Божией Матерью изображена святая Варвара.

Во времена святительства Петра Могилы из Греции в Киев доставили левую руку великомученицы и поместили ее в отдельном ковчежце в реликварии Софийского собора.

В 1650 г. литовский гетман Януш Радзивилл, захватив Киев, отделил две частицы от мощей святой Варвары и передал одну своей жене Марии, позднее эта частица попала к митрополиту Киевскому Иосифу Тукальскому и была перенесена им в город Канев, а после его смерти в город Батурин, в монастырь во имя святого Николая Чудотворца. Другую часть он переслал в Вильно, епископу Георгию Тишкевичу.

В 1657 г. в Киев приехал Антиохийский патриарх Макарий. После торжественного молебна возле раки святой он обратился к киевской пастве с такими словами: «В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором жила и погибла святая Варвара. Я искал еe останки по всему миру. Как-то мне сказали, что они находятся в стране варваров, как тогда называли ваши земли. И вот я отыскал еe нетленные мощи». Патриарх Макарий обратился с просьбой отвезти хотя бы частицу мощей святой великомученицы Варвары на еe малую родину. Его просьбу удовлетворили.

Глубоко чтил святую Варвару гетман Иван Мазепа, пожертвовав для мощей серебряную раку с помостом, обложенным позолоченными серебряными досками.

Во время опустошительных болезней в 1710 и 1770 гг. у раки с мощами молились тысячи киевлян о спасении от внезапной смерти.

1830, 1848, 1854, 1855, 1856 годы были годами вспышек эпидемии холеры. Отчаявшиеся киевляне находили утешение только у святой Варвары. «Только двор Михайловского монастыря, где покоятся мощи святой великомученицы Варвары болезней не имел» - значится в документах описываемого периода.

«І перстеник у Варвари...»

В XIX в. для мощей святой Варвары была предоставлена серебряная рака с балдахином весом в 24 пуда (дар графини-схимницы Анны Орловой-Чесменской). Гробницу окружали 48 литых позолоченных Ангелов работы петербургского мастера Андреева. В праздничные дни вывешивалась золотая лампада с брильянтовой ветвью (подарок Елизаветы II). Над ракой висела икона святой Варвары с ризой, украшенной драгоценными камнями и обручальными кольцами цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с огромными бриллиантами, которые те обменяли на простенькие серебряные кольца от святой Варвары.

Эти колечки с руки великомученицы особо почитались паломниками. Для богатых богомольцев делались массивные золотые кольца, для бедных - синенькие финифтяные. Приобретали эти кольца и молодожены.

Осип Мандельштам вспоминал, что для Таинства Венчания он для себя и своей невесты Надежды приобрел именно «простенькие и дешевые финифтяные кольца от святой Варвары».

Тарас Григорович Шевченко также упоминает эти легендарные колечки в поэме «Наймичка»:

І перстеник у Варвари
Невістці дістала,
І всім святим поклонившись.
Додому верталась.

Федор Михайлович Достоевский устами героини «Братьев Карамазовых» также сообщает о почитании святой Варвары:

- Вот, - вскрикнула в радости г-жа Хохлакова, возвращаясь к Мите, - вот что я искала!
Это был крошечный серебряный образок на шнурке, из тех, какие носят иногда вместе с нательным крестом.
- Это из Киева, Дмитрий Федорович, - с благоговением продолжала она, - от мощей Варвары великомученицы. Позвольте мне самой вам надеть на шею и тем благословить вас на новую жизнь и на новые подвиги.

Простая, но искренняя вера богомольцев иногда порождала осуждение у современников. Вот что писал язвительный князь Долгорукий: «У гроба святой Варвары то же происходит, что и прежде: пропасть образцов, колец, крестов и всего накладено в раку, и торг идет своим порядком. Кто берет оттуда хлопчатой бумаги для ушей от простуды, кто в пузырек цедит масло для смазывания ресниц от офтальмии, иные заимствуют ладан для окуривания себя во время грома. Замолчим из почтения к святыне...».

Известный киевский мемуарист Богатинов вспоминает свое детство: «В поре моего недуга матушка ездила со мной к святой Варваре, брала от раки святых мощей кипарисовых стружек и подкуривала меня ими, накрывая с головой простыней».
Мощи удалось спасти

Начало XX в. - это время разлагающих идей, время начинающегося упадка нравственности, устоев государственности и семьи.

В 1917 г. началось неслыханное в истории человечества гонение на Церковь, на православие, на исповедников веры Христовой. И в это время словно небесным заступлением святой великомученицы Варвары были воодушевлены подвиги Киевских новомучеников и исповедников - священномученика митрополита Владимира, священников Александра и Алексия Глаголевых, Михаила и Георгия Едлинских, Анатолия Жураковского, инокини Софии Гриневой, настоятельницы Свято-Покровского монастыря, и многих, многих других.

После «изъятия ценностей» из киевских храмов в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. Исчезает серебряная рака с балдахином и другие драгоценности, украшавшие раку с мощами святой Варвары.

Дальнейшая судьба останков святой великомученицы Варвары такова: в 1934-1935 гг., в годы «социалистической реконструкции», сноровистые подрывники НКВД тремя этапами взрывов уничтожают Михайловский Златоверхий монастырь, даже без эвакуации жителей прилегающих домов. Но мощи удалось спасти, их переносят во Владимирский собор, где они находятся по сей день.
Призвание к служению

Интересен такой факт: сегодня иконописное изображение святой Варвары есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России. Дело в том, что 17 декабря 1995 г. был подписан указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. С этого дня великомученица Варвара избрана небесной покровительницей ракетчиков. А на территории Главного штаба построен храм, освященный Святейшим Патриархом Алексием во имя святой великомученицы Варвары. К юбилею - 1700-летию со дня мученической кончины - в этот храм возвратится икона великомученицы Варвары - образ побывал с кораблем-носителем на околоземной орбите.

А в Венеции, на острове Бруно, клирики и верующие венецианского православного прихода во имя святых жен-мироносиц собрались в день памяти святой Варвары для юбилейного чествования великомученицы за Божественной литургией. Ковчег с частицей мощей находится в Венеции с начала второго тысячелетия, он был подарен гражданам города византийскими императорами.

Причисление к лику святых в Православной Церкви - это совсем не форма поощрения (даже посмертного). Это даже не форма признания заслуг церковных деятелей и тем более не повод для пышных юбилеев. Прославление в лике святых - это в первую очередь призвание к служению. В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной Церкви.

Святая Варвара проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний, оставив после себя неизгладимый след в истории христианского подвижничества и мученичества.

 

По материалам: Доклад на конференции 16 декабря 2006 года, посвященной 1700-летию мученического подвига угодницы Божьей) протоирея Олега Скнарь, настоятель Свято-Покровского храма при главном военном госпитале Министерства обороны Украины, pravoslavie.ru